Клиновый ремень занимает особое место в ассортименте резинотехнических изделий – это один из основных элементов привода, обеспечивающий передачу крутящего момента. Прочность сцепления и универсальность ремня обеспечиваются трапецеидальной формой сечения. Угол схождения сторон трапеции может составлять 260, 320, 340 и 400. Согласно ГОСТ 1284.1-89, классическим для приводных клиновых ремней нормального сечения является угол схождения 400.
Структура клинового ремня является многослойной, в неё входят:
- тягловый (или несущий) слой, который является кордом и располагается примерно по расчетной длине ремня;
- резиновый компаунд;
- обёртка – прорезиненная ткань, защищающая поверхность ремня от износа.
Клиновые ремни изготавливают из разных слоёв резины, в единое целое ремень собирается при вулканизации. А боковые поверхности защищают дополнительными слоями ткани и резины.
Технология производства клиновых ремней
Производство клиновых ремней включает следующие технологические операции:
- Подготовка полуфабрикатов. Операция включает: разогрев резины, её прокат через каландр для получения плоского бесконечного полотна определённой ширины и толщины; сушку полотна; раскрой ткани на горизонтальной диагонально-резательной машине и её промазка резиновой смесью.
- Сборка сердечников. Процесс включает последовательную сборку слоёв ремня по следующей технологии:
- наложение резинового полотна для слоя растяжения,
- навивка кордошнура,
- наложение слоя сжатия,
- разрезание заготовки.
Оборудование позволяет выполнять изготовление клиновых ремней на заказ по размерам, необходимым заказчику. В зависимости от порядка наложения слоёв, сборка может быть прямой и обратной. Для усиления конструкции может дополнительно накладываться прорезиненная ткань.
Каждый слой накладывается с одновременным его прикатыванием с помощью пневматического вала, готовые заготовки нарезаются на кольца.
Наиболее современной технологией является изготовление клинового ремня методом групповой сборки. - Обёртка сердечников. При обёртке ремня используют станки-полуавтоматы. Технология обёртывания заключается в нанесении на собранный сердечник нарезанной и прорезиненной обёрточной ткани.
- Вулканизация. Завершающий этап производства, обеспечивающий формирование ремня и обеспечение свойств конструкции. Процесс заключается в нагреве заготовки по всей её длине или по отдельным участками. Качество вулканизации определяется обеспечением достаточного давления при формировании ремня. Технология позволяет исключить образование пор внутри слоя резины в результате попадания газов при вулканизации. После вулканизации ремень охлаждают, стабилизируя его размер.
- Контроль качества. Производство клиновых ремней невозможно без контроля качества и испытаний продукции, методика базируется на государственных и международных стандартах. Контролю подлежат геометрические параметры, а также прочность при растяжении/сжатии, модуль упругости и качество связи между элементами ремня.
Современное оборудование позволяет контролировать различные динамические параметры, включая коэффициент трения и проверку неоднородности резины. Испытания проводят на специальных стендах, измерения длины ремня часто совмещается с обрезкой облоя.
Ремень, произведённый в соответствии с технической документацией, должен иметь определённые допуски, укладывающиеся в значения погрешности по принятым стандартам.
Готовый к упаковке ремень равномерен по всей длине, соответствует документации, не имеет резиновых и тканевых заусенцев. В свободном состоянии ремень имеет близкую к кольцевой форму. - Маркировка и упаковка. Ремни маркируются в соответствии с установленными стандартами. После упаковки изделие поступает в продажу.
Изготовление клиновых ремней – это сложный технологический процесс, предъявляющий особые требования к точности оборудования и профессионализму специалистов. Технологии и материалы постоянно совершенствуются, но, к сожалению, на рынке встречаются подделки. Чтобы обезопасить себя от контрафакта, рекомендуется приобретать продукцию известных брендов.